ЕЛЕНА ФОМИНА: Я ВЕДЬ СМОТРЮ НА СВОИХ ФУТБОЛИСТОК ПРАКТИЧЕСКИ КАК МАМА

К 8 марта welcome2018.com пообщался с первой в истории женщиной — главным тренером женской сборной России по футболу Еленой Фоминой. Бывший капитан нашей сборной поделилась подробностями своей карьеры, поразмышляла о роли женщины в спорте вообще и в футболе в частности и рассказала, когда профессиональной футболистке стоит обзаводиться семьей.

Надо всегда давать возможность шагнуть дальше

Увлечение футболом мне передалось от папы. Он играл на любительском уровне – раньше ведь все люди, так или иначе, увлекались спортом. Папа со мной очень много занимался, возил на тренировки, и именно ему я очень многим обязана.

Сначала я играла во дворе с ребятами, а с шести-семи лет начала заниматься в школьной секции с мальчиками. Я была единственной девочкой в дворовой команде, и сначала, конечно, меня не очень принимали, но потом привыкли. И только со временем меня стали воспринимать как ровню.

В 10 лет я перешла в команду для девочек в Царицыно. Жили мы на Сходненской, и практически каждый день после учебы я ехала туда. Два часа уходило только на дорогу в одну сторону, а еще два часа занимала тренировка. Домой я приходила часов в 10 вечера, поэтому уроки мне часто приходилось делать в метро. Было, конечно, нелегко, тем более родители внимательно следили за моими оценками. Мама, кстати, была вообще против моего увлечения футболом. Она считала, что это неженский вид спорта, и хотела, чтобы я занималась гимнастикой. Но потом, когда мне было уже лет 12-13, она поняла, что это не просто увлечение, что футбол может стать для меня настоящей профессией.

Конечно, были моменты, когда я сомневалась. Но этот барьер надо перешагивать: либо ты встаешь на ступеньку выше, либо ты уходишь. Мне повезло – меня очень рано, в 14 лет, привлекли в национальную сборную. Мне дали почувствовать атмосферу главной команды страны, и это стало большим стимулом для меня продолжать заниматься футболом. Важная задача для тренера – давать спортсмену возможность для шага вперед, это очень стимулирует.

Мне очень везло с тренерами. В школьной секции был прекрасный специалист Михаил Андреев, он полностью отдавал себя занятиям, как и должен делать детский тренер. Отличные тренеры были и в женской команде, настоящие энтузиасты! Это большое дело, ведь женский футбол тогда особенно не был развит, и надо было о нем рассказывать, убеждать девочек тренироваться, организовывать тренировочный процесс. Это сейчас можно выбирать между разными школами, а тогда она была только одна – в Царицыно. Но и мы играли разных турнирах, фактически объездили весь мир.

Ради этого адреналина и стоит жить

Другой сложный момент для футболисток настает, когда они заканчивают школу. Родители хотят, чтобы ты шла учиться в институт и выбрала профессию. Ведь в женском футболе ты не получишь высокого заработка, к тому же профессиональный спорт – это травмы, а еще много тренировок и матчей. Из-за участия в турнирах тебя больше половины года нет в Москве, и учиться на дневном отделении очень сложно. Но у меня в итоге получилось совместить все. Я училась в Московской государственной академии физической культуры и получила два высших образования – тренерское и экономическое.

В 20 лет я встала перед дилеммой: я понимала, что если я не попаду в сборную, то не буду заниматься футболом профессионально, потому что для меня важно ставить перед собой высокие цели. В итоге меня взяли, причем в списке из 23 игроков я оказалась 21-й. Был 1999 год, мы поехали на чемпионат мира в Америке. Хотя психологически я еще была мало готова выступать на таком уровне, это были незабываемые ощущения. Мы заняли тогда пятое место, а я окунулась в атмосферу главного футбольного праздника, почувствовала себя участником грандиозного события, поняла, что хочу вновь повторить это! Наверное, вот ради этого кайфа и адреналина и стоит играть в футбол.

Уже на следующем ЧМ, в 2003 году, я стала капитаном, забила много важных голов. Никогда не забуду, как мы играли с Австралией. Счет 1:1, я зарабатываю пенальти и не забиваю его. Остается 10 минут до конца. Но мне везет: я все-таки забиваю гол и мы выигрываем. Счастье было двойным: и оттого, что победили, и оттого, что я смогла исправить свой промах и не подвести команду.

Всего за сборную я провела более 100 матчей. На клубном уровне играла за «Измайлово», «ЦСК ВВС», «Лада-Тольятти», «Ногинск», «Спартак». Так что по стране мне прошлось поездить достаточно. Правда, чемпионом становилась только один раз, в составе «ЦСК ВВС».

Поддержка тренера должна быть всегда

Спортсмены всегда думают, что будут играть вечно. Я не исключение. Но в какой-то момент врачи посоветовали мне играть поменьше. Поняла, что надо перестраиваться, и начала задумываться о тренерской карьере. Руководитель клуба «Россиянка» Дмитрий Вадимович Саблин тепло относился к сборной и хорошо меня знал. В один момент он позвал меня в «Россиянку» вторым тренером, набираться опыта.

Сначала я училась у тренера-француза, а потом у немца. Правда, тот не очень охотно делился со мной опытом, приходилось что-то украдкой подсматривать, сопоставлять. И вдруг Дмитрий Вадимович Саблин уволил этого тренера и сказал мне: «Доверяю тебе команду, тренируй». Знаете, как будто с лодки бросают человека, чтобы плавать научить. Это был 2013 год, мне было 33 года. Конечно, мне казалось тогда, что я еще не готова, я сильно переживала, но, наверное, благодаря именно этой стрессовой ситуации и начала расти. Я очень благодарна Дмитрию Вадимовичу за то, что он поверил в меня.

Первый год я смотрела футбол глазами игрока, от этого никуда не деться. Руководила футболистками, подсказывала им, как будто я с ними на поле. Со многими игроками из «Россиянки» я играла в сборной. Несмотря на это, мне достаточно быстро удалось завоевать их авторитет и расположение. Они видели, что я нервничаю, подходили и говорили: «Елена Александровна, вы не переживайте, все будет хорошо».

Для тренера женской команды очень важно быть хорошим психологом, быть девушкам опорой, другом. Мне, конечно, как женщине легче: я все-таки мыслю так же, как мои игроки. Они спускаются утром на завтрак, и я сразу вижу, что кто-то плохо спал, а у кого-то что-то произошло. И им проще разговаривать с женщиной-тренером о своих переживаниях, проблемах. Когда я играла, мы подходили к тренеру-мужчине с трясущимися ногами, и что-то сказать или спросить про свою игру было сложно. Ко мне же любой игрок может подойти в любое время – я всегда иду на контакт.

Девчонки очень чувствительные, любая фраза, сказанная тренером, может посеять в них сомнения в своих силах. Парни обычно более уверены в себе, они думают, что они и так круче всех. Конечно, девушкам не надо все время говорить: «Вы молодцы, все здорово». Надо честно объяснять, что ты думаешь об их игре: «Вот здесь у тебя не очень получается, давай сделаем на этом акцент». Если ты слукавишь, они все равно поймут. Но поддержка тренера должна быть всегда. У нас, к сожалению, далеко не все тренеры умеют хвалить. А для девчонок это очень важно. Ты можешь готовить команду, руководить ей, но если они не чувствуют твоей поддержки, то они выйдут на поле неуверенными в себе, сделают что-то не так, и все посыплется.

Самое тяжелое решение для тренера – увольнение игроков. Команда не может постоянно находиться в одном составе, иногда приходится кого-то менять. Очень тяжело говорить футболистке, что в ней больше не нуждаются. Так же тяжело объяснять, почему ты не берешь конкретных игроков на турниры. Но мне кажется, для тренера важно говорить правду и важно давать понять, что ты делаешь справедливый отбор. Надо, конечно, иногда и давить на игроков, чтобы они понимали цели и задачи клуба. Тем более, когда они приходят в «Россиянку» – клуб с большой историей, пятикратный чемпион России, участник Лиги чемпионов.

Тренеру нужно постоянно совершенствоваться. Я сейчас учусь в Академии тренерского мастерства, получила степень B, теперь учусь на степень A. У тренера никогда не будет верхней планки, если тренер сказал: «Я все знаю, я великий», – все, можно заканчивать. В самом начале карьеры я болезненно переживала критику. Сейчас я понимаю, что это важная школа. Любой тренер ошибается – мы работаем с людьми, мы работаем в стрессовых ситуациях и далеко не всегда принимаем верные решения. Поэтому чем больше опыта, даже негативного, тем лучше. Потом, футбол же состоит из нюансов. Ты можешь знать все глобально, но какие-то детали ты понимаешь только с опытом.

Нельзя сказать, что я ждала предложения возглавить сборную России

Осенью 2015 года меня позвали возглавить сборную России. У предыдущего тренера Сергея Николаевича Лаврентьева заканчивался контракт, и надо было либо его продлевать, либо искать нового тренера, чтобы что-то поменять. Насколько я знаю, и FIFA, и UEFA рекомендуют, чтобы тренером женской сборной была женщина. Нельзя сказать, что я ждала этого предложения, я даже представить себе такого не могла. Но были люди, которые рекомендовали меня, и спасибо Виталию Леонтьевичу Мутко, что он на это согласился.

Для меня это колоссальная ответственность – это же честь страны. Но именно ответственность, которая на меня возложена, дает мне силы работать больше и лучше. Перед нами сейчас стоит задача выйти в финал чемпионата Европы. У нас еще пять отборочных матчей, и нам нужна победа в каждом. К тому же сейчас мы принимаем участие в турнире в Португалии, где будут Бразилия, Новая Зеландия, та же Португалия – серьезные соперники. Важно в товарищеских матчах играть с сильными командами, чтобы потом было не страшно выходить против Германии или США. Потому что сейчас такой психологический барьер, конечно, есть.

Женский футбол в России малозаметен

К сожалению, женский футбол в России малозаметен. В 1999 году, когда мы заняли 5-е место на ЧМ, был какой-то всплеск интереса к нему, появились новые команды. Сейчас из 14 команд в женском чемпионате России осталось пять. Долгие годы никто не занимался популяризацией женского футбола, только сейчас с возвращением Виталия Леонтьевича Мутко в Российский футбольный союз что-то началось – он очень хорошо относится к женскому футболу и всячески нам помогает. Наши матчи стали показывать по телевизору в прямом эфире, причем не только домашние, но и гостевые. На сайте РФС большое внимание уделяется женскому футболу, но, конечно, хотелось бы, чтобы о нем писали и в центральных спортивных СМИ.

Женский футбол в России отличается от европейского: у них много клубов, есть из чего выбирать, а у нас, к сожалению, больших образовательных центров с женским футболом так и не появилось. Еще у нас нет совмещенных групп подготовки, где девочки играют с мальчиками, и в 12-13 лет мы уже отстаем от европейского футбола. Мне игры с мальчиками в свободное от занятий время когда-то дали огромный толчок. Это другой футбол – стремительнее, резче, мальчики быстрее принимают решения. Если бы я все время занималась с девочками, не факт, что я бы доросла до сборной России.

Женский футбол, конечно, отличается от мужского. Я не могу сказать, что у нас не бывает грубой игры. Но из-за отсутствия высокой скорости в силу физиологии женский футбол изящнее, видны передачи, финты. Кроме того, девочки очень исполнительные и ответственные: ей скажешь делать так, и она будет всю игру это делать. В этом же и проблема – немногие смогут перестроиться в зависимости от ситуации.

В женском футболе отдельно стоит вопрос с семьей и детьми. Далеко не все девушки могут это совмещать. Хотя вообще руководители «Россиянки» поощряют, чтобы девушки выходили замуж, рожали детей в 24-25 и возвращались. Я так сделала немного позже, они же, мне кажется, в этом возрасте к этому еще не очень готовы – постоянные сборы, разъезды, тренировки, сами себя они практически никогда не обслуживали, не готовили, многие не жили самостоятельной жизнью. Я ведь на них смотрю практически как мама, просто помимо собственной дочки у меня появилось еще 26. И за каждую я переживаю, о каждой много знаю.

Женщин-тренеров у нас единицы

Обычно девушки играют лет до 35 – если не получают каких-то серьезных травм раньше. Потом кто-то идет тренером в детский футбол, кто-то вообще меняет сферу деятельности, а вот до взрослого футбола доходят немногие. В профессиональном женском футболе женщин-тренеров в России единицы – Татьяна Зайцева в Краснодаре, Наталья Барбашина в Рязани.

Я уж не говорю о мужском футболе – думаю, там просто не восприняли бы женщину-тренера. Даже такие именитые тренеры, как Капелло, Слуцкий, проходят тестирование у команды. А если придет девушка, как мне кажется, будет больше насмешек, чем профессионального отношения. Правда, когда я приезжала к Леониду Викторовичу на тренировки в сборную, ребята принимали меня очень хорошо – и тренеры, и игроки. Шутили, конечно: «А как у вас там девчонки, есть симпатичные?» Но никто не смотрел свысока, не подкалывал. Все понимают, что сейчас женский футбол – это такой же профессиональный спорт, он входит в Олимпийскую программу. Надеюсь, отношение к женскому футболу будет и дальше меняться в лучшую сторону.

 

Источник: welcome2018.com